Разворачиваетесь к России?

11 августа 2025
Ранее на этой неделе я присутствовал на церемонии проводов короля Малайзии Султана Ибрагима в рамках государственного визита в Россию на авиабазе Субанг.
Этот первый визит главы государства Малайзии с момента установления дипломатических отношений в 1967 г., направленный на укрепление торговых и дипломатических связей. За три месяца до исторического визита короля в Москву состоялся ряд встреч на высоком уровне, которые ознаменовали значительный рост двусторонних связей.
В мае состоялся визит премьер-министра Анвара Ибрагима, за которым последовала парламентская делегация.
В июне заместитель премьер-министра Фадилла Юсоф продолжил свой официальный визит. Кроме того, Джохари Абдул Гани был назначен министром-координатором по России, и ему было поручено решать проблемы в сфере торговли, усугубленные западными санкциями.
Взятые вместе, эти события свидетельствуют о чем-то большем, чем обычная дипломатия. Мы явно усиливаем нашу игру, и траектория, похоже, указывает на север, в сторону Москвы.
Поворачивается ли Малайзия лицом к России? Поскольку этот вопрос становится все более актуальным, стоит признать, что последние глобальные тенденции говорят о меняющемся геополитическом положении Малайзии.
Например, в Европе соперничество сверхдержав заставило страны удвоить военные расходы, чтобы противостоять возросшим рискам войны. Аналогичная напряженность в Юго-Восточной Азии может вынудить страны АСЕАН, включая Малайзию, укрепить военный потенциал, чтобы справиться с этой неопределенностью.
В условиях сложного международного порядка и меняющейся динамики торговли активизация взаимодействия с Москвой отражает стратегические амбиции Анвара Ибрагима по переориентации Малайзии в рамках БРИКС и диверсификации наших глобальных альянсов. С помощью России и БРИКС мы стремимся к автономии и налаживанию партнерских отношений, выходящих за рамки традиционных западных союзников.
Причина этого проста. Малайзия не может полагаться на какую-либо одну страну, особенно на ту, политика которой может непредсказуемо меняться, поскольку мы стремимся к долгосрочной экономической стабильности и жизнестойкости.
Когда я был членом парламента страны, я несколько раз бывал в Москве и оценил особое мировоззрение России и стратегические пути, которые она использует для формирования мирового порядка. Моя поездка в мае была первой в качестве заместителя председателя Сената, и она предоставила ценную возможность углубить институциональные связи с лидерами российского парламента. Учитывая, что в этом году Малайзия председательствует в Межпарламентской ассамблее АСЕАН, а Россия присутствует в качестве наблюдателя, выбор времени был выбран очень удачно.
В Малайзии упоминание России часто вызывает мысли о глобальных противоречиях, в частности, о ее действиях на Украине. Это делает президента России Владимира Путина отстраненной фигурой, придерживающейся жесткой линии, рассматриваемой через призму геополитической напряженности и критического внимания средств массовой информации.
Однако нечто неожиданное изменило это восприятие. Находясь в Москве, я был приглашен выступить в престижном дискуссионном клубе «Валдай», ведущем форуме для обсуждения глобальной политики, и пообщаться с российской политической элитой. Модератором моей сессии был Федор Лукьянов, известный эксперт по внешней политике, близкий к президенту Путину.
В ходе заседания Лукьянов сослался на популярный момент с майской пресс-конференции в Кремле, когда Путина позабавил ответ «второй жены» Анвара Ибрагима на вопрос о том, кто занимает один из трех церемониальных тронов, которые когда-то использовались российской императорской семьей.
Этот уникальный момент вызвал восторг как у малайзийцев, так и у россиян в социальных сетях. В ответ я улыбнулся и заметил: «благодаря этому событию президент Путин теперь очень известный человек в Малайзии!».
Этот беззаботный разговор растопил лед, продемонстрировав теплоту, которую редко можно увидеть во Владимире Путине, и укрепив новые связи между нашими лидерами. Помимо смеха, это открыло двери для укрепления связей между Малайзией и Россией и укрепило наши стремления к БРИКС, подготовив почву для моих последующих встреч в Москве.
Торговля и бизнес занимали центральное место в моем диалоге с Министерством экономического развития России. План «Аэрофлота» по восстановлению прямых рейсов в Малайзию улучшит транспортное сообщение, укрепит экономические связи и повысит привлекательность компании, как главного туристического направления для российских туристов в преддверии кампании «Visit Malaysia 2026».
Сотрудничество в области борьбы со стихийными бедствиями, в которой Россия обладает значительным опытом, также стало ключевой областью партнерства. Моя встреча с Александром Куренковым – министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий – подчеркнула нашу приверженность сотрудничеству в борьбе со стихийными бедствиями, как модели эффективного двустороннего взаимодействия. Эта инициатива продвигается быстрыми темпами благодаря заместителю премьер-министра Ахмаду Захиду Хамиди, возглавляющему наш Центральный комитет по ликвидации последствий стихийных бедствий, и активным усилиям, предпринятым во время июньского визита Куренкова в Малайзию.
В ходе обсуждений с Министерством энергетики России обсуждалось сотрудничество в рамках доработки Национальной дорожной карты перехода Малайзии к энергетике. Опыт Москвы в области ядерных технологий, предоставляемый государственной корпорацией «Росатом», предлагает решения для устойчивой энергетики, продвигая мирное использование атомной энергии для производства электроэнергии и снижения зависимости от ископаемого топлива. Это сотрудничество позволит модернизировать энергосистему Малайзии и одновременно поддержать инициативы АСЕАН по устойчивому региональному сотрудничеству в области энергетики, такие как Энергетическая сеть АСЕАН.
Отношения Малайзии и России в области обороны, которые были установлены после знаменательной покупки МиГ-29 в 1994 г., остаются краеугольным камнем наших отношений. Сегодня акцент сместился на искусственный интеллект (ИИ), имеющий решающее значение для современной обороны. Визит короля в Московский центр технологий и инноваций «Точка Кипения», где демонстрируются передовые системы искусственного интеллекта, свидетельствует о стремительном прогрессе Малайзии в этой области, что открывает возможности для укрепления ее оборонного потенциала.
Передовые инновации России предоставляют Малайзии своевременную возможность изучения технологии беспилотных летательных аппаратов и решения для обеспечения безопасности, основанные на искусственном интеллекте. Малайзия могла бы осторожно развивать сотрудничество в области беспилотных летательных аппаратов для ведения автономной войны, используя российский опыт в области автономных систем.
Благодаря совместным исследованиям и обмену технологиями, такие усилия укрепят национальную безопасность и подчеркнут нашу приверженность инновациям. Однако, учитывая опасения по поводу автономного оружия и геополитическую напряженность, такие взаимодействия должны соответствовать стратегическим интересам Малайзии и международным нормам.
Хотя мои встречи были отмечены оптимизмом, по-прежнему сохраняется ключевая проблема, связанная с преодолением системы международных санкций, которая препятствует этим возможностям. В условиях усиления контроля со стороны Запада и угрозы вторичных санкций малайзийские предприятия проявляют осторожность и стремятся минимизировать риски за счет роста торговли. Однако существуют практические решения, такие, как альтернативные механизмы оплаты для законного ведения экономической деятельности.
Мои беседы с высокопоставленными представителями кремлевской администрации подтвердили, что наши опасения решаемы. Бизнес-магнаты часто спрашивают: «в чем дело?». Что касается России, ответ очевиден. До тех пор, пока сотрудничество остается законным, соблюдается международное законодательство и согласуется с внешней политикой Малайзии, мы можем заключить сделку.
В дискуссионном клубе «Валдай» мне задали острый вопрос о соотношении сил между США и Китаем и позиции Малайзии, если придется выбирать ту или иную сторону. Мой ответ был прямым: «выбирайте своего соседа». Присутствующие засмеялись, понимая, что я имею в виду Россию, восточный регион которой прочно входит в Азию. И все же Россия - это нечто большее, чем географический сосед. Это партнер в реализации общих приоритетов, таких, как экономический рост и стабильность.
В период обострения соперничества великих держав наше объединение в БРИКС отражает прагматичный выбор в пользу региональной близости. Выбирая «соседа» и доверяя ему, мы не отворачиваемся от наших друзей. Как добрый сосед, уважающий ваше право на обустройство собственного дома, наши друзья должны понять выбор Малайзии в пользу баланса, экономической устойчивости и независимого будущего.

Статья Джазлана Мохамеда - заместителя президента парламента Малайзии и бывшего член парламента Пулаи. Взгляды, выраженные здесь, полностью принадлежат автору.

Источник: #ParliamentaryDiplomacy