Филиппины перечерчивают карту Азии
Родриго Дутерте, скандально знаменитый президент Филиппин, получил на этой неделе в столице Малайзии – Путра Джайе – прием с почетным караулом и прочими церемониями. Темой переговоров были сотрудничество и – что важно – безопасность. Некоторые источники ставят безопасность на первое место повестки дня.
Это важно потому, что является частью процесса, делающего Юго-Восточную Азию местом для еще более выгодных инвестиций, в целом поднимает курс ее акций. Процесс этот вызван политикой, в которой участвуют большие державы.
Внешне событие рядовое. Пришедший этим летом к власти Дутерте совершает объезд соседних стран по маршруту Лаос – Вьетнам – Индонезия – Бруней – Китай – Япония – Таиланд – Малайзия. Вроде бы, речь о том, чтобы просто познакомиться с соседями и партнерами.
Но не будем забывать, что и Дутерте, и премьер-министр Малайзии Наджиб Разак, один за другим, побывали на этих днях в Китае и подписали там многомиллиардные контракты. Так же как и о том, что у обоих лидеров были проблемы в отношениях с США, которые они с удовольствием решили благодаря отказу от поощрявшейся уходящей администрацией США конфронтации с Китаем, вдобавок выиграв этим много миллиардов долларов инвестиций.
Чисто политически Дутерте совеем недавно считался опасным хулиганом, поскольку прославился непечатными выражениями в адрес президента США и прочих западных лидеров. Но тут произошло неожиданное – в США победил Дональд Трамп, которого считают чуть не близнецом Дутерте во множестве смыслов. Дутерте уже отправил ему восторженную телеграмму.
Теперь в Азии скандального филиппинского лидера считают в худшем случае человеком, случайно поставившим на темную лошадку и выигравшим, а в лучшем – совсем не таким хулиганом от политики, а человеком, неожиданно вписавшимся в тенденции создающегося нового мира. Что и чувствовалось в ходе визита в Малайзию.
Газета «Нью Стрейтс таймс» напоминает, что при новом президенте Филиппины начинают «лихорадку новых инфраструктурных проектов», включающих аэропорты, морские порты и шоссе, что создает новые возможности для малайзийских компаний, многие из которых давно работают в этой стране. Добавим, что «лихорадка» эта во многом будет подогреваться китайскими деньгами. Более того, стратегически мыслящие китайские лидеры без сомнения впишут постепенно инфраструктурные проекты в свою общую экономическую стратегию в Азии, вместо того чтобы рассматривать Филиппины и Малайзию как отдельные направления работы.
Сегодня их двусторонний товарооборот составляет 4,64 долларов в год. В малайзийских СМИ фигурируют и другие цифры, но они связаны с снижением курса ринггита к доллару в последние год-два. В итоге получается та же картина, что с российско-китайской торговлей, которая в долларах падает, а в фактическом объеме растет.
Баланс складывается в пользу Малайзии – она экспортирует на 3,44 миллиарда и импортирует на 1,2 миллиарда. Филиппины оказались на позиции 10-го партнера Малайзии среди всех стран мира и 5-м среди соседей – стран АСЕАН. Что немного, но и не мало.
Мы упоминали, что главным предметом переговоров оказалась «безопасность». Это очень важный вопрос, напрямую влияющий на бизнес, причем в региональном масштабе.
Напомним, что Дутерте удалось снять главную угрозу безопасности своей страны – территориальный спор с Китаем, к которому подстрекали прежнее филиппинское руководство США. Но когда я работал на Филиппинах в 80-х – 90-х годах, никто там и не слышал о том, что у страны есть какой-то спор с Китаем о каких-то отмелях и скалах. Главным врагом по территориальной части считалась Малайзия. Что так или иначе сдерживало развитие их связей.
Не будем углубляться в тонкости разграничения морских вод и островов между Малайзией и Филиппинами. Все территориальные споры одинаковы, они нагнетаются националистами, которые напоминают публике, что два-три века назад какая-то территория принадлежала не тому, кому принадлежит сегодня.
Но сейчас логично предположить, что филиппинский лидер поступит с малайзийским территориальным конфликтом так же, как он поступил с китайским (а Китай еще и поможет). Такая политика способна резко ускорить региональное экономическое сотрудничество в целом. А духовное родство Дутерте с его «американским двойником» Трампом добавит этой ситуации, то есть экономике региона в целом, стабильности и динамизма.