Непобедимый дым
Рост производства пальмового масла – главная причина перманентной гари в воздухе ЮВА.
Крупнейшей внешнеполитической новостью Малайзии на минувшей неделе можно считать призыв вице-премьера правительства Ахмада Захида Хамиди оживить сотрудничество АСЕАН в борьбе с «трансграничной дымкой». Он внес такое предложение на заседании 12-й конференции участников соглашения, десяти стран АСЕАН в Куала-Лумпуре.
Вице-премьер напомнил, что прошлый «дымный сезон» - который кончается обычно с приходом дождей в октябре-ноябре – был беспрецедентным, он заволок дымом небо над Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом, Лаосом и даже югом Филиппин. Под угрозой здоровье миллионов людей.
Что касается соглашения, то работа над ним началась еще в 1997 году, когда обозначилась проблема, но ратифицировано всеми странами оно было только в прошлом году. А до того, если называть вещи своими именами, оно все равно что не существовало – по крайней мере на межправительственном уровне (о других уровнях разговор в конце).
Пересказывающий речь вице-премьера материал газеты «Стар» понять трудно, поскольку он написан на нечитабельном дипломатическом языке (каким, видимо, пользовался и сам оратор). Предполагается, что все его слушатели (и читатели газеты) и так знают, о чем речь, но вежливо избегают ясности.
На более простом языке суть дела можно было бы выразить так: есть одна страна, больше всех виноватая в происходящем (Индонезия), однако власти ее не могут ничего сделать. И региональная дипломатия здесь бессильна.
Дальше я буду, вольно и в сокращении, излагать свой же материал в журнале «Огонек», где более-менее сказано если не все, то главное (хотя в стиле, более свойственном этому журналу). Итак, есть такая международная проблема — трансграничная экологическая угроза. Подобных историй все больше — ядохимикаты, попавшие в реку, разделяющую Китай и Россию, или сооружение гидростанций в верховьях рек, которые могут создать проблему для стран ниже по течению (например, в Средней Азии). Во всех случаях понятно лишь, что надо как-то контактировать, договариваться.
А как? В случае с Индонезией правительство тратит до 35 млн долларов в год на борьбу с поджигателями и с самими пожарами. Но как отловить, на тысячах квадратных километров, одного человека, чиркающего зажигалкой и убегающего?
Смысл поджогов не только в удобрении почвы золой (или в выжигании джунглей под новые плантации), а еще и в живности. На плантации тучами приходят мышки, они едят маслянистые орехи с пальм. А за мышками приползают змеи. И если их норы под пальмой не зажарить, то... вы что, змей, что ли, любите?
Речь о плантациях масличной пальмы. Я с этой темой знаком с 1980-х годов, бываю на плантациях, не раз посещал PORIM — расположенный недалеко от столицы Малайзии Институт изучения пальмового масла. Хорошо знаю, что вообще-то оно — эликсир здоровья, кладовая ценнейших в медицинском смысле веществ, особенно бета-каротина (в 30 раз больше, чем в моркови), а еще в нем уникально сниженное содержание холестерола. Знаю людей, которым врач посоветовал есть его по ложечке, однажды или трижды в день, в частности для глаз. В общем, национальное достояние, вроде оливкового, которое для нескольких стран Средиземноморья куда больше, чем просто масло, а попросту национальная гордость.
Еще я знаю, что с тех самых 1980-х с производителями пальмового масла ведет борьбу американское лобби, производящее соевое масло. Сначала соевые лоббисты развлекались в американском Конгрессе, требуя сдержать конкурента хотя бы на рынках США, выливали себе на голову бутылку пальмового масла прямо на трибуне. А потом поняли, что не получается, и запрягли даже не науку, которая работает на гранты, а механику манипулирования якобы научными данными.
Например, начались разговоры, что главный козырь пальмового масла, бета-каротин, очень опасен и вызывает, что бы вы думали? Рак (и колбаса тоже, напомните вы, и еще много чего, ну, в общем, все понятно). Затем начались сомнения по поводу сердечных заболеваний и холестерола — хотя каким образом, если это самое бесхолестероловое масло в мире?
Заметим, что речь не о самих медицинских документах, а о том, как их подают в СМИ на уровне одной строчки. То есть надо читать первоисточники (трудно выносимое занятие) и вдобавок малайзийские медицинские исследования масла. Сравнивать и искать детали. Сразу же выясняется, что на самом деле проблема была в том, что не то чтобы вызывает, а «не предотвращает» (вопреки ожиданиям) определенные виды рака… бета-каротин синтетический, который начали производить некоторые американские фармацевтические компании. То есть пальмовое масло и его компоненты упомянутых результатов не показывают, только синтетика.
Но важно не написать доклад, а правильно процитировать его в СМИ, для широкой публики. Так, чтобы осталось только три слова – «пальмовое масло» и «рак».
Тем временем новые исследования говорят, что ценность масла не только в минимальном содержании холестерола, а в способности этого масла регулировать необходимый его уровень в организме...
Так ведь первоисточники еще надо уметь прочитать. И разобраться в тысячах продуктов из пальмового масла-сырья. А запустить слух через СМИ и посеять сомнения со ссылками «на науку», да даже устроить «битву докладов» — это так просто.
Теперь представьте себе информационные навыки и возможности американцев и малайзийцев. У PORIMа даже сайта нормального нет. И представьте публику, которая еще не научилась разбираться в подобных историях, а лишь что-то где-то слышала и должна, по идее, бояться. Очень типичная для нашего мира история. То же творится с сахаром для газированных напитков (и конкурирующим с ним американским кукурузным сиропом) и еще со многими другими неожиданно оказавшимися жертвой нападения продуктами.
Соевое лобби так старается потому, что проигрывает, собственно, уже проиграло. С 2008 года мировые продажи чудо-продукта из ЮВА обогнали продажи соевого масла и идут в отрыв. Ожидается, что к 2020 году спрос на пальмовое масло удвоится, а к 2050-му — утроится. И раз так, то выращиванием масличной пальмы занимается все больше людей и стран. В частности, бывшего лидера по маслу — Малайзию обогнала Индонезия, там все больше плантаций... И они по осени выжигаются, как и леса под новые посадки.
Так что, нет спасения от человека, чиркающего зажигалкой? Но посмотрите, что придумали эксперты RSPO — регионального неправительственного Круглого стола по пальмовому маслу (плантаторы, потребители, экологи и прочие). Дело в том, что список плантационных корпораций, у которых каждый год пожар, известен. Но список — не доказательство намеренности поджогов. Однако RSPO теперь попросту не будет ставить «подозреваемым» на этикетки и документы свой сертификат качества, который хорошо известен потребителям, как минимум оптовикам.
Кстати, в регионе уже пару лет как знают, что на плантациях, чья продукция получает сертификат, пожаров почему-то нет. Что не так трудно проверить со спутников.