Война на страницах учебников
Малайзийское Движение умеренных - пока единственный внятный ответ экстремизму внутри исламского мира.
Очередной скандал на тему межрелигиозных отношений касается того, как сторонники экстремальных версий ислама относятся к индуизму и сикхизму, религиям части индийского населения Малайзии.
Эта история показывает, насколько распространен в Малайзии экстремизм салафитского толка - и как власти страны с ним борются. Она также помогает понять, что происходит в мире в целом: не стоит сводить дело к противостоянию части мусульман с христианами, все гораздо сложнее и интереснее.
Скандал возник из-за набора слайдов для лекций, использовавшегося для дистанционного обучения в Universiti Teknologi Malaysia, но не имеющего никакого отношения к технологиям. На слайдах говорилось, что некоторые индуисты полагали, что грязь на теле – нечто вроде ритуала, который мог помочь достижению нирваны. И только ислам научил индуистов жить правильно. Что касается сикхизма, то ролик утверждал, что это сплав индуизма и ислама (с чем многие могли бы, кстати, и согласиться), но основатель религии очень поверхностно понимал ислам.
Вроде бы бывают материалы и пострашнее. Но здесь следует вспомнить, что местные (и пришлые – с Ближнего Востока) идеологи салафизма и раньше нападали на индийцев. Что объясняется относительно просто – христиан в Малайзии мало, хотя они многое могли бы порассказать насчет того, что говорят салафиты еще и об их религии. Так вот, года полтора назад в стране активно обсуждалась необходимость запрета йоги, хотя самым спорным был вопрос, как насчет йоги для самих индийцев, или китайского населения. Но как минимум мусульманам различные активисты йогу не рекомендовали, и здесь многое зависело от того, о каком штате речь. Столица и прочие города многонациональны и поэтому более терпимы, а вот в чисто малайских штатах давно уже пытаются установить нечто вроде шариата полностью или по каким-то ситуациям, типа той, что была связана с йогой.
Причина нападок была проста и очевидна: проповедники говорили, что йога неотделима от индуизма, называть ее «просто гимнастикой» невозможно. (Что, кстати, во многом справедливо).
Можно было бы поразмышлять насчет места Индии и индийцев в происходящей борьбе цивилизаций, посмотреть на внешнюю и внутреннюю политику Индии, особенно при нынешнем премьер-министре Нарендре Моди. Но давайте обратим внимание на другую сторону ситуации – «войну учебников».
Я бы порекомендовал читателям всегда интересоваться, что написано в школьных учебниках той или иной страны. Там масса интересного, и как раз в Азии. Конечно, как и на Западе, очень важной остается тема Второй мировой. Япония потихоньку исправляет свои учебники, жертвы японской агрессии - китайцы в ярости и отвечают им в своих пособиях для детей, не говоря о дипломатических нотах. Масса важного происходит в Индии, которая, в конце-то концов, в годы войны всего лишь выбирала, на стороне каких угнетателей бороться – старых (англичан) или возможных новых (японцев). Точно такая же ситуация была в Бирме и других странах.
И вот теперь мы видим, что воспитание детей – важная площадка, на которой развивается борьба между нормальным и ненормальным исламом. Это так как минимум в Малайзии.
Давайте посмотрим, как реагировали власти на скандал с учебным пособием про индийцев: реагировали очень жестко. Министерство образования серьезно поговорило с руководством университета, слайды изъяли из обращения, извинились, начали расследование. Но куда интереснее признание властей и политиков о том, что подобные идейные диверсии постоянно встречаются в учебниках для средних школ, в экзаменационных вопросах и многом другом.
Стоит обратить внимание, что в центральных СМИ власти активно продвигают образовательные материалы о том, что такое нормальный, не экстремистский, ислам. Вот хотя бы авторская колонка - проповедь известного мусульманского автора по имени Харун Яхья о том, как Пророк Мухаммед (мир Ему) рассылал письма всем монархам-соседям, приглашая их присоединиться к исламу и объясняя, что это такое. (Письма, кстати, дошли до наших дней, это очень ценный материал).
Так вот, Харун завершает свой рассказ на эту тему мыслями о том, как противостоять христианским ксенофобии, расизму и в целом ненависти к исламу. Он цитирует Коран, где говорится: «спорь с Людьми Книги лишь самым добрым образом» (перевод мой. – Д.К.).
Правда, непонятно, относить ли индуистов к категории «Люди Книги», то есть к сторонникам единобожия. Богов в Индии многовато. Но так или иначе, перед нами – образец умеренного ислама. И именно Малайзия считается мировым эпицентром такового, страной, которая показывает миру пример, как бороться с угрозой.
Глобальное движение умеренных создано малайзийцами в 2012 году. Его идеология была признана и поддержана соседями страны, входящими в АСЕАН, она обсуждается на Восточноазиатских саммитах и т.д. Если хотите почитать об этом подробно, могу порекомендовать материалы из Казахстана. Понятно, что жителям этой страны важно понять, что такое настоящий ислам, так что они сотрудничают с малайзийцами и исследуют вопрос всерьез.
А мы пока отметим, что перед нами ключевая страна мира (не считая соседней Индонезии), где не просто говорят о необходимости бороться с экстремизмом, то есть запрещать его, но и ведут с ним ежедневную идейную борьбу, в том числе на уровне учебников.