Кутюрье под облаками
Несколько мыслей о знаменитых домах моды и дизайнерах Азии.
В постоянно мелькающих в малайзийских СМИ сообщениях об обновлении национальной авиакомпании - Malaysia Airlines – появилась новость о том, что скоро у пилотов и стюардесс будет новая форма. Упомянуто и имя кутюрье, создающего новый дизайн: Фара Хан (Farah Khan). Дизайн этот будет прослеживаться также в помещениях аэропорта, отделке пассажирского салона, словом, идет речь о том, что у нас называют фирменным стилем.
Малайзийка Фара Хан известна своими цветастыми пляжными одеждами, вечерними платьями со стеклярусной и прочей подобной отделкой – в общем, гламуром. Речь о знаменитом интернациональном предприятии с салонами в 70 городах страны и мира. И смысл моей сегодняшней колонки в том, чтобы обратить внимание читателя на факт существования в Малайзии хорошо развитой сети домов моды, со своими прославленными кутюрье.
Возвращаясь к униформе местных авиалиний, надо заметить, что здесь есть проблема. С одной стороны, малайзийцы гордятся синим узором и национальным стилем саронг кебайи – формального традиционного наряда малайской женщины, который был использован как основа покроя того, в чем ходят стюардессы. С другой, лично мне кажется, что у этой иконы стиля есть проблема – малайзийских стюардесс очень легко спутать с сингапурскими, разница лишь в том, что у первых – воротник-стойка, у вторых вырез-лодочка. А если уж говорить все как есть, то сингапурские униформы появились раньше и выглядят лучше.
В Сингапуре стюардессы тоже по сути ходят в кебайе, но здесь модельером был парижанин Пьер Бальмэн. Дом мод Бальмэна был основан еще в 1945-м году и прославился тем, что делал дизайн для костюмов знаменитых фильмов. В бальмэновских платьях мы видим на экране Вивьен Ли и Мэй Уэст.
Великий француз был не единственным таким приглашенным в крупные международные авиалинии. Отметим сделанные в 2005 году для Korean Airlines костюмы Джанфранко Ферре (великолепная работа) или то, что создали для Virgin Atlantic дизайнеры из дома Вивьен Уэствуд: ужас. Представим себе широко расходящиеся лацканы женского жакета, под которыми мы видим белоснежный, укутывающий шею шарф, переходящий ниже в нечто вроде бинта, обматывающего весь торс стюардессы до пояса.
Так или иначе, кебайя Malaysia Airlines встречала благосклонные оценки составителей рейтингов, хотя никогда не побеждала оригинал – такой же дизайн для сингапурцев. Но в Малайзии есть одна особенность ситуации. Год был 1986-й, то есть время, когда страна начала настраивать себя на то, что позже превратилось в ключевой политический лозунг – «Малайзия может». Может - как Сингапур, да даже как любые другие страны мира. Не все, но многое.
И малайзийцы нарушили добрую традицию авиалиний – отдавать заказ именитым иностранцам. Нынешняя синяя кебайя и прочие униформы Malaysia Airlines были разработаны дизайнерской командой из школы мод расположенного в Шах-Аламе к западу от Куала-Лумпура Технологического университета, известного под сокращением MARA.
Как видим, и сейчас Малайзия решила действовать так же, поручая новый дизайн отечественным кутюрье. Будем надеяться, что Фару ждет успех.
Здесь надо сказать, что малайзийцы в целом очень даже способны не просто создавать удачные модели одежды – они могут разрабатывать целые направления, новые и уникальные. Мой любимый пример в этом отношении – существующая там с 1994 года марка British India.
Нигде больше так ярко не проявляется ностальгия по… нет, не колониализму как политической системе, но по сладостному расслабленному стилю колониальной эпохи. Если кому-то непонятно, что это было, то по стенам магазинов British India развешаны черно-белые фотографии: охотники на слонов, британские повелители мира, отдыхающие на веранде в свободных, с намеком на местный стиль одеждах...
Какое Индия имеет отношение к Малайзии? Прямое. Две страны управлялись в колониальную эпоху одним хозяином, англичане начали освоение Малайи с ввоза туда множества рабочих из Индии (потомки которых так тут и живут). Да и по части стиля, допустим, архитектуры британцы ввезли в свою Малайю то, чего там раньше не было. А именно, знаменитый ансамбль на Площади Мердека в старом центре Куала-Лумпура. Вы не могли его не видеть, это символ города и страны – башенка с часами под луковицеобразным куполом, аркады в мавританском (индо-мусульманском) стиле… И опять купола. А тут еще рядом Центральный вокзал, тоже купола, шпили и аркады. Малайский же мир – это высокие крыши характерных очертаний, а вовсе не сооружения индийского Севера, с его сильным иранским и вообще мусульманским влиянием.
Возвращаясь к стилю одежды, British India – это полупрозрачные марлевые ткани, грубый и не очень грубый лен, это шорты и штаны цвета хаки или бежевых тонов, для женщин и мужчин; все такое натуральное, склоняющее к расслабленности – и сделанное с учетом европейских размеров и объемов тела. Наводит на мысли об охоте, путешествиях по жарким джунглям и отдыхе в тенечке. В общем, прелесть.
Сегодня British India продается в четырех странах – то есть также на Филиппинах, в Сингапуре и Таиланде. Единственное, что может с этой маркой сравниться – это Jim Thompson из Таиланда, нежное признание в любви к тайскому шелку. Начиналось с изучения и восстановления традиций работы по шелку под руководством того самого Томпсона, резидента ЦРУ, превратилось в знаменитую международную марку. Но это уже таиландская история.
Что же касается хлопково-льняных работ Малайзии, мы здесь имеем Британию, Индию и малайзийскую концепцию одежды; теперь попробуйте угадать, какой национальности человек, который все это придумал и смешал вместе. Правильно, китайской: речь о Пэт Лю, которая жива и продолжает свою деятельность. Типично малайзийская ситуация.