Великий город
Власти Куала-Лумпура хотят к 2020 году превратить его в место обитания «мирового класса».
К 2020 году главный город Малайзии его жители будут называть своим домом с новой гордостью, заявляет министр по делам федеральных территорий Аднан Тенку Мансор в ежегодном докладе по национальной трансформации за 2015 год.
Причем речь идет о территории, именуемой «большим Куала-Лумпуром», чьи очертания до сих пор остаются неясными для основной части жителей страны. Считается, что число жителей города как такового – около 2 миллионов человек, однако транспортные проекты явочным порядком расширяют его территорию прежде всего в южном направлении, в сторону официальной столицы Путра Джайя и аэропорта. Сливаются с ним и прочие города на его границах. С учетом всех этих пригородов и спутников речь идет как минимум о пятимиллионном конгломерате. Возможно, в какой-то момент статус «большого Куала-Лумпура» будет закреплен официально и точно.
Упоминаемый доклад называет три проекта, которые должны сделать Куала-Лумпур городом «действительно мирового класса». Это предстоящее (возможно, к июлю 2017 года) завершение первой части ветки еще одной системы наземного метро; это скоростная железная дорога, которая свяжет горожан с Сингапуром; и это попытки превратить две реки, Кланг и Гомбак, в «сверкающий аттракцион» города.
Интересно, что эти проекты сами по себе должны, создавая до 553 тысячи рабочих мест в процессе их исполнения, превратить Малайзию в страну высоких доходов (синоним - развитую) к 2020 году. То есть процесс сливается с результатом.
Давайте поразмышляем, что такое действительно хороший, да хотя бы и великий город. Обитателей планеты этот вопрос занимал всегда. Куала-Лумпур постоянно упоминается в различных рейтингах с сравнениях городов. Допустим, в отчете Всемирного банка по показателю «удобство заниматься бизнесом» он поднялся с 2010 по 2015 годы на 5 ступенек, заняв 18-е место в мире. Неплохо. Но по оценке лондонского журнала «Экономист» Куала-Лумпур занимает лишь 73-е место среди 140 городов по признаку «пригодности для жилья».
А что такое пригодность? Здесь что-то очень личное, зависящее от того, что человеку надо. Красота, климат, удобство, просто атмосфера. Все мы, путешествуя по городам мира, составляем такие рейтинги, причем иной раз подсознательно. Так делал и я, мысленно выстраивая пирамиду из «больших городов, где я хотел бы жить всегда». Отмечу, что единственный континент, где я не бывал – это Африка, хотя есть немало хороших городов США и Европы, где побывать тоже не доводилось, вот хотя бы Майами, Берлин или Мадрид.
Сначала первая тройка у меня выстроилась так: на втором месте оказался Нью-Йорк (читай – Манхэттен), на третьем Барселона. Когда в США начали бороться с курением, я выкинул Нью-Йорк за пределы тройки, третье место в ней занял дружественный Рим.
Но на первом месте для меня всегда оставался Куала-Лумпур. На первом во всем мире. Это и сегодня так. Давайте попробуем объяснить, почему. Климат и вкус воздуха; запахи еды (и сама еда, понятно, тоже); невероятной красоты деревья и вообще повсеместная зелень; великолепие небоскребов и очарование старых кварталов; общая атмосфера праздника; отсутствие сковывающих факторов (лишних правил, ограничений), то есть по сути доброжелательность каких угодно людей. Но и признаки цивилизации тоже важны, по этой части в Куала-Лумпуре ощущается разве что отсутствие театров и музыкальных магазинов. Так или иначе, в этом городе всегда есть что делать и куда пойти. Нескончаемый праздник.
А что там думают в «Экономисте» - их дело.
Теперь посмотрим, что за перемены городу предстоят. Новое метро свяжет его, условно, западную и восточную (историческую) части, которые пока что довольно явно разделены двумя реками. То есть люди из Дамансара и прочих районов будут создавать еще большую толпу в центре. Это не страшно.
Возможность поехать на скоростном поезде в Сингапур, погулять там и вернуться до ночи обратно – это прекрасно, и никак не испортит куала-лумпурский стиль жизни.
Река как центр удовольствий – проект хороший. Пока что вид реки и ее ближайших окрестностей неприятно напоминает пересекающие Москву громадные зоны отчуждения вдоль железных дорог, с жутковатыми сооружениями вдоль таковых. Любые перемены здесь можно только приветствовать.
Остается то, что называется историческим центром. Понятно, что обитатели любого города всегда ценят его старую часть и с подозрением относятся ко всему современному (читай – недружественному). К сожалению, Куала-Лумпур – не Рим, тысячелетий цивилизации здесь нет, самые старые памятники принадлежат ко второй половине XIX века. Тем не менее обаяние старого города не могут испортить даже несуразные навесы от дождя над торговыми улицами, взятые (как идея) у Японии.
Однако снос исторических зданий или застройка парковых кварталов вокруг них – болезнь не только Москвы. Куала-Лумпур потерял знаменитые сооружения, типа старой тюрьмы в Пуду или «дома Бока» на Ампанге. Это не радует.
Что касается тюрьмы, то здесь надо учитывать главное: она оказалась на пути, или под боком, самого грандиозного из всех проектов Малайзии. В районе снесенной тюрьмы начато возведение зданий, которые окажутся выше всемирно знаменитых «двойных башен Петронас». Они будут стоять там, где сейчас штаб-квартира полиции – в «нижней» части улицы Букит Бинтанг, примыкая к автобусному вокзалу (за которым начинается «старый», «британский» город).
Таким образом, у Куала-Лумпура заново определится (уточнится) центр, который вытянется лентой от прежних башен до новых. Главной осью этого центра окажется та самая Букит Бинтанг, по которой можно будет дойти от Центрального парка у нынешних башен до башен новых. А оттуда – до «британского», исторического центра, который должен измениться лишь по части преобразований на набережных двух рек.
Секретом успеха этих преобразований может оказаться то, удастся ли сохранить сердце города – Букит Бинтанг и прилегающие улицы и кварталы. Непритязательная азиатская экзотичность и дешевизна этой части города и есть секрет его бесконечного обаяния, это то самое место, куда едут миллионы туристов со всего мира. Власти обещают беречь эту зону. Остается посмотреть, удастся ли им это сделать.