Пятнадцатый король

16 декабря 2016

Произошла плановая смена монархов.

На этой неделе тройка истребителей SU-30MKM проводила домой, в штат Кедах, самолет 14-го в малайзийской истории монарха, Абдула Халима Муадзана. Его срок на троне закончен, в стране избран 15-й король – глава государства. На этот раз им стал султан штата Келантан Мухаммад 5-й.

В энциклопедиях нетрудно найти описания уникальной, то есть нигде больше в мире не встречающейся механики малайзийской выборной монархии. Речь по сути о ротации на троне, в алфавитном порядке и на пятилетний срок, султанов и раджей - традиционных правителей девяти территорий, из которых в 1957 году была составлена Малайзия. Они собираются для процедуры выборов, то есть подтверждения того факта, что и в этот раз нет препятствий для того, чтобы ротация состоялась так, как было задумано эпоху назад.

Наш мир населен как революционерами, так и консерваторами. Первые любят утверждать, что монархия в наше время – пережиток, и монархи не играют никакой роли в управлении государством. Вторые мягко подсказывают, что это никоим образом не так даже в «революционной» Европе. Британская, голландская и прочие монархии жизненно важны для функционирования общества (а не только государства).

Сегодня, когда на экспертных посиделках уже не считается ужасным обсуждать вопрос «а что после демократии», нетрудно увидеть, что демократия в реальном виде существует лет 200, не решает множества сегодняшних проблем и может уйти. А монархия, с ее тысячелетними традициями, останется и после демократии. Особенно это может оказаться важным в начавшуюся эпоху перемен как раз в Европе (и США).

В Азии монархий тоже немало, но наиболее очевидно сравнение двух соседних и монархических стран – Таиланда и Малайзии. Короли там сменились почти одновременно. В Таиланде дряхлость прежнего короля внесла свой вклад в многолетний кризис, сводившийся как раз к тому, что демократия решает не все проблемы. В Малайзии все намного лучше, и наличие монархии сыграло свою роль в стабилизации общества не раз и не два.

Никто не служит тому лучшим живым свидетельством, как отслуживший свой срок король. Дело в том, что монархом он был дважды (причуды ротации и долголетия) – в 1970-75 годах и вот сейчас, то есть побывал 5-м и 14-м королем.

А 1970 год оказался катастрофическим. В 1969 году был последний (пока что) случай, когда расовое единство многонациональной страны взорвалось межнациональными побоищами. Полетела и демократия, страной правили по законам чрезвычайного положения. А монархия и лично Абдул Халим тогда очень неплохо стабилизировали ситуацию – тот самый случай, когда короли служат последним, страховочным механизмом для функционирования государства и общества.

Как ни странно, но в более мягкой форме 14-й король сыграл такую же роль и в последние годы. Дело в функции монарха как верховного мусульманского авторитета.

Понятно, что институт монархии в Малайзии работает прежде всего на коренное, малайское население, подчеркивая его особую роль в стране. Китайцы и прочие потомки эмигрантов, так же как густо населенные ими территории типа Пенанга, хоть и образовывали государство в 1957-м наряду с прочими, никакого отношения к выборам королей не имеют. А речь, между прочим, идет одновременно о главнокомандующем.

Но не забудем, что у мусульман нет пап и патриархов, и в каждом штате защитник и верховный авторитет в вопросах веры – это султан, а в масштабах нации это как раз король. Чья заслуга в том, что джихадизм, рост которого налицо по всему миру, именно Малайзии коснулся в наименьшей степени? В том числе и короля. Более того, Абдул Халим известен своей активностью по части того, чтобы джихадисты оставались в стране в моральном меньшинстве.

Об этом, как и обо всем, что касается королей, в стране пишут очень осторожно. Выражения можно встретить такие: 14-й монарх подчеркивал «важность единства и того, что для мусульман особенно важно оставаться верными истинному учению ислама».

Неясно, что по этой части будет делать новый король. Против него говорит то, что он из «подозрительного» штата – Келантан считается рассадником экстремизма, в том числе ощутимого в чисто местном законодательстве. Но это человек, получивший образование в Оксфорде (в том числе в тамошнем Центре исламских исследований).

Известно, что Мухаммад – любитель экстремальных видов спорта. Даже сейчас, когда ему 47 лет. Это езда по пересеченной местности, стрельба, всякие соревнования на выносливость, долгие походы и многое другое. Судя по всему, он отличается немалой физической силой.

Не забудем, конечно, что «здоровый образ жизни», среди прочего, был не просто нацистским лозунгом, а важной составной частью нацистской идеологии. Так что противопоставлять его джихадизму автоматически не следует. Одно другому не мешает. Но также новый король любит читать, и вообще вызывает должное уважение.

Минувшая неделя в стране получилась праздничной, поскольку день рождения пророка Мухаммеда совпала с выборами короля, отлетом старого монарха домой и торжественной, переданной на всю страну церемонией приветствия нового короля на Парламентской площади. Сейчас он получает приветствия от глав множества глав государств, включая наше.