Один партнер – это плохо

9 декабря 2016

Китай вложит в Малайзию 33 миллиарда долларов: кто недоволен?

В самой Малайзии – то есть по ее СМИ - было очень сложно разобраться, почему недавний (и грандиозный по результатам) визит премьер-министра Наджиба Разака в Пекин вызывает сложные чувства. Наш сайт писал о невиданном по объему пакете подписанных там соглашений, вместе обещающих стране инвестиции в 33 миллиарда долларов США и активизацию проектов, которые преобразят страну. Это вроде бы решает множество накопившихся у Малайзии проблем.

Но недовольство было и есть. Рекомендую вашему вниманию один из аналитических материалов на эту тему в относительно нейтральном СМИ – гонконгской South China Morning Post. Напомню, Гонконг и его газеты и журналы играют, пусть плохо и слабо по сравнению с прежней (британской) эпохой, роль восточноазиатского регионального центра аналитики, прежде всего экономической.

Автор материала с заголовком, который в этой авторской колонке перекочевал в подзаголовок, упоминает, что недовольство выражает «оппозиция» (в парламенте и не только). Но на то она и оппозиция, чтобы собирать и высказывать все то, что не соответствует официальной точке зрения. Так что гонконгский аналитик интересуется прежде всего мнением деловых кругов и прочих групп населения о том, почему много денег от Китая – это для кого-то плохо.

Картина получается сложная. Вроде бы первый кандидат в недовольные – это коренное, малайское население, у которого были и будут недобрые чувства против деловой элиты, состоящей прежде всего из малайзийских китайцев. И здесь не помогут даже конституционные и прочие привилегии, которые малайцы имеют в стране: преференции в получении бесплатного высшего образования или административных мест.

Но… В статье отмечается, что большая часть контрактов с Китаем идет по «правительственной линии». Это означает, что малайские администраторы разного уровня выиграют от них иной раз даже быстрее, чем китайские бизнесмены. Например, получат места в создающихся для реализации проектов корпорациях и будут там получать хорошую зарплату.

Поэтому, отмечает автор гонконгской газеты, как минимум в верхушке правящей (и в основном малайской) партии ОМНО настроения весьма разные.

Не забудем, что в большинстве китайских компаний, добавляет газета, около 30% малайского капитала – это давно отработанный местными китайцами способ обезопасить себя. Кроме того, и китайцы из КНР хорошо владеют ситуацией и будут стараться не делать соотечественников единственными выгодоприобретателями от своих малайзийских проектов.

Так что (как и во всем, что касается Малайзии) ситуация хотя и всегда связана с расовым вопросом, но на самом деле она сложнее, чем кажется.

Тогда как насчет геополитики? Вот здесь видится больше ответов на вопрос «кто и почему недоволен». И для полного понимания ситуации читателю, который по нашему совету открыл статью по указанной выше ссылке, очень рекомендуется посмотреть, на какие материалы есть ссылки уже в тексте этой статьи. Все они касаются отношений Куала-Лумпура с Западом.

И выясняется, что позиция «чистого» (то есть слабо связанного с властью) китайского бизнеса может даже оказаться более негативной в отношении Пекина, поскольку китайцы в Малайзии как раз ориентируются на весь мир (в том числе Запад), а вовсе не только на историческую родину. А многие из местных китайцев, наоборот, сторонники отношений с Западом – в том числе это они агитировали за знаменитое Транстихоокеанское торговое партнерство (TTP).

Партнерство это, напомним, открывало бизнесу региона неограниченный доступ на рынки США. Цена за это была страшной – по сути, уничтожение государственности, лишение государств – партнеров США возможности вести какую угодно самостоятельную политику. То есть TTP прежде всего подрывало позиции малайской правящей верхушки.

Сегодня TTP, скорее всего, покойник, потому что Дональд Трамп несколько раз подтвердил, что начнет свою деятельность с разрыва этого документа. А правительство именно Малайзии, как и Японии, сказало множество слов о том, что TTP надо сохранить.

С одной стороны, мы публиковали точку зрения насчет того, что это они не всерьез. Но если посмотреть на ситуацию глазами обозревателя гонконгской газеты, то возникает много иных мыслей.

Те самые ссылки внутри статьи напоминают, что прежняя (впрочем, пока еще нынешняя) администрация США держала премьера Малайзии на крючке, начав свое расследование коррупционного скандала с национальным фондом развития. Причем расследуют лично Наджиба. По этой логике, яростная поддержка Наджибом TTP и объясняется тем самым крючком.

Но тогда чем плоха его блестящая, признаем, акция по соскакиванию с крючка – то есть та самая поездка в Китай? Вроде бы, об Америке можно больше не беспокоиться.

Но тогда надо беспокоиться уже о Китае. Все страны Юго-Восточной Азии считают нормой постоянное балансирование между двумя (а лучше тремя, четырьмя и т.д.) мировыми полюсами силы – в экономике и политике. А здесь получается, что двух полюсов нет, все равно будет один. Вот этим и правда недовольны многие. Речь не об абстрактной геополитике, а о повседневной ситуации, когда частные китайские инвесторы в отсутствии конкурентов будут делать в Малайзии что хотят.

И единственное, что как-то укрепляет позиции тех, кто за альянс с Китаем – это что США и Запад в целом просто не имеют больше денег для инвестиций, в том числе в Малайзию. Все деньги у Китая, а Запад попросту разваливается как система, и неизвестно когда и как этот процесс завершится.

Так что дело не в неудачном или удачном выборе Наджиба, а в общей неопределенности, когда что ни сделай, кто-то будет недоволен.