Градообразующий магазин

25 ноября 2016

Розничные продажи падают, но это не касается успешных мегамоллов.

Мегамолл – слово, знакомое даже не всем англоязычным гражданам, но жителям городов Азии ясно, о чем речь. Это многоэтажный магазинный комплекс размером с небольшой город, вокруг которого выстраивается фактически вся деловая и культурная жизнь немалого городского района.

Сначала цифры, взятые из обзорного материала газеты «Малэйшн резерв» по вопросам тенденций розничной торговли. Картина такая: во втором квартале этого года розничные продажи по стране в целом упали на 11,9%, это самое большое падение с 1999 года, то есть с пика «азиатского финансового кризиса». Однако это падение не затронуло несколько мегамоллов с национальной славой, которые, видимо, смогут даже поднять арендную плату для расположенных там магазинов.

Всего в Малайзии 927 больших (то есть многоэтажных) магазинных центров, которые занимают 147 миллионов квадратных футов торговых площадей. Однако самые знаменитые из них находятся в столице, это One Utama, Suria KLCC, Pavilion и Mid Valley Megamall. Именно они, как ожидается, будут и дальше продавать магазинам площади по прежней, если не повышенной, цене, притом что в целом по Малайзии заполненность таких площадей только за год упала с 78,5% до 75%. Ожидается, что арендные тарифы упадут на 20%, но не для четырех лидеров.

Первый и четвертый мегамолл из приведенного списка располагаются далеко от туристического центра и по сути «держат» то, что совсем недавно было городами-спутниками Куала-Лумпура. А вот «Сурья» и «Павильон» - другое дело. Они, по сути, создают фактом своего существования центр города, хотя через несколько лет к ним прибавится третий такой центр, находящийся на краю исторического, еще британского Куала-Лумпура.

«Сурья» - это подножие знаменитых башен-близнецов. Когда этот мини-город только открывался, туда потянулись буквально все самые дорогостоящие и прославленные торговые марки страны и мира, сделав множество прежних магазинных центров чуть более дешевыми. А самый старый из них (первый магазинный комплекс в городе, расположенный напротив отеля «Никко» и у въезда на дипломатическую улицу Ампанг) чуть не пошел под снос, однако сейчас его пытаются сохранить как исторический памятник.

Но дальше, почти в пешеходной дистанции от «Сурьи», появился еще более громадный «Павильон». И многие лидеры гламура бросили «Сурью» ради «Павильона», хотя самые сильные сочли для себя обязательным иметь по магазину в обоих. В итоге между ними произошло что-то вроде разделения труда, и достигнут мир.

Суть проблемы в том, что нигде так, как в Куала-Лумпуре, не проявилась роль мегамолла как торгово-культурного центра города, тесно связанного с местным образом жизни. Причем то, что напрямую не относится к торговле, играет здесь решающую роль.

Роль эту играет расположение мегамолла, его функция как центра культуры (кино, театр и прочее). Наконец, это сочетание торговли как таковой и ресторанного бизнеса.

Посмотрим на «Сурью». Там же, у подножия башен – филармония. Есть кинокомплекс в самой «Сурье». Наконец, вечером посетители мегамолла выходят на ступени, перед ними Центральный парк и знаменитые поющие фонтаны. Напротив – конференц-центр и, возможно, лучший отель города «Мандарин Ориентл». Все это вместе и делает «Сурью» одним из четырех главных мегамоллов страны.

Теперь «Павильон»: он по ту сторону Центрального парка, и вокруг него – отели, где живут туристы, бродящие по «сердцу города» - улице Букит Бинтан. Это заменяет филармонию и фонтаны, потому что Букит Бинтан – своего рода этнический театр под открытым небом.

Все прочее внутри двух комплексов (то есть магазины) примерно одинаково. На выбор того, куда пойти, может повлиять удивительная недостаточность и второсортность ресторанов в «Сурье» и гораздо лучший выбор таковых в «Павильоне», хотя и в последнем достаточно точек, которые прогорели бы без постоянной толпы посетителей.

Оба комплекса сыграли свою роль в переменах стиля жизни малайзийцев. Когда-то страна была настоящей культурной пустыней, если не считать маленьких кинотеатров, располагавшихся в отдельно стоявших домах. Скоро, однако, стало ясно, что большая часть городского населения проводит по нескольку часов в день именно среди магазинов, даже ничего особенного не покупая. Фактически улучшение стиля жизни стало улучшением мегамоллов, и этот процесс идет постоянно.

Одновременно идет другой процесс – укрупнения торговли, стягивания ее во все большие центры. Лет 20 назад упомянутая улица Букит Бинтан начиналась с трех магазинных центров, слившихся снаружи и внутри в целый квартал. Это были торговые плазы Сунгей Ван, Бинтан и Парксон Гранд, через улицу от которых открыли потом более современный «Лот 10». Сегодня, кроме уцелевшего «Лота», старые плазы постепенно уничтожаются и перестраиваются. Причина в том, что они просто были очень малы, но вдобавок были просто магазинными галереями, почти без ресторанов и совсем без центров культуры типа кинотеатров. То же происходит по всей стране. Торговля концентрируется, и плохая заполняемость касается прежде всего старых, слишком маленьких торговых центров.

Процессы превращения магазинных комплексов в центры не только торговли, а всей общественной жизни идут, видимо, везде, в том числе в Москве. Но нигде это не происходило так ярко и наглядно, как в Куала-Лумпуре.

Кроме того, в Малайзии не магазины приспосабливаются к городу, а скорее город к магазинам, они по сути и следуют за развитием города, и формируют его.

А теперь еще пара цифр в подтверждение этого тезиса. Если объемы розничных продаж в стране, как уже сказано, упали, то есть иной показатель. Это объемы оптовой плюс розничной торговли плюс гостиничный бизнес и рестораны. Вот этот объем за третий квартал года вырос по стране в целом на 6,5% - до 50 миллиардов ринггитов (менее 12 миллиардов долларов США) по сравнению с 47 миллиардами за тот же период предыдущего года.

Нетрудно увидеть, что эта странная на первый взгляд комбинация показателей как будто специально относится к деятельности мегамоллов

и ближайших к ним зданий.