Из Китая с деньгами

4 ноября 2016

Премьер подписал в Пекине соглашений на 35 миллиардов долларов.

Поездка премьер-министра Малайзии в Китай на этой неделе стала событием, возможно, мирового значения, которое не только повышает акции малайзийской экономики, но и существенно меняет политическую карту Азии.

Наш сайт неоднократно писал о множестве китайско-малайзийских проектов, упоминал, что Китай – первый торговый партнер Малайзии. Но сейчас мы видим огромный рывок даже в этих и без того обширных связях. Сам Наджиб заявил на итоговой пресс-конференции в Пекине, что «то, чего мы достигли, имеет исторический масштаб», и что 14 подписанных им контрактов оцениваются в 143,64 миллиарда ринггитов (около 35 миллиардов долларов США).

Да, мы знаем, что подписанные контракты не означают немедленного прихода такой суммы в банковскую систему страны, речь о периоде в несколько лет, тем не менее это много денег. И такого раньше и вправду не было.

Китайские СМИ определяют сферы контрактов так : они - в области строительства железных дорог (мы сообщали об этом несколько дней назад), энергетики, обороны и совместного строительства кораблей. Наджиб говорил еще о проектах в торговле, инвестициях, финансах и образовании.

Оборона и корабли, конечно, интереснее всего. Речь о четырех патрульно-сторожевых кораблях малайзийского флота (первая в истории покупка вооружений Малайзии у Китая). Два из них будут построены в Китае, два, с китайской помощью, в Малайзии.

Нельзя не отметить параллели с недавним визитом в Китай президента Филиппин Родриго Дутерте. Тогда тоже речь шла о военном сотрудничестве с Китаем, более того – о возможном разрыве такового с США. В обоих случаях речь о странах, которые США записали в Транстихоокеанское партнерство и – особенно речь о Филиппинах – пытались натравить на Китай по поводу неурегулированных территориальных споров с ним в Южно-Китайском море.

Но Малайзия никак не Филиппины, даже по стилю вести дела, коммерческие или военные. Наджиб и даже один из его предшественников – Махатхир Мохамад, которого считают антиамериканским и антизападным человеком – всегда старались балансировать между США, Китаем и прочими центрами силы в Азии. Более того, они будут это делать и дальше.

В чем же тогда смысл происходящего? Прежде всего в том, что у Китая больше денег. Но есть и еще события, из области внутренней политики Малайзии, а именно – всякие неприятности именно с Наджибом, подозрения, что «американцы держат его на крючке». Помочь соскочить с крючка, если он есть, может только Китай, и это происходит.

Речь прежде всего о вялотекущих обвинениях премьера в коррупции и заявлениях из США, что американские власти начали против него по этому поводу расследование.

Посмотрим, какие есть сообщения на близкие темы в малайзийских СМИ в эти дни. Во-первых, в стране есть оппозиция (а где ее нет?), она объединилась в коалицию  Bersih и постоянно планирует или проводит митинги. Но большая часть участников этого движения еще более антиамериканская, чем нынешнее правительство. Кстати, один из организаторов движения – упомянутый Махатхир, несмотря на его 90 лет. Уж его-то в проамериканских тенденциях не заподозришь.

Но вот мы читаем заявление вице-премьера Ахмада Захида Хамиди о том, что Малайзия не потерпит никаких видов иностранного вмешательства в политическую систему страны, ей не нужно финансирование иностранцами масс-медиа или неправительственных организаций, которые могли бы повлиять на мнения публики.

Это – в ответ на призыв одного из депутатов парламента разобраться с информацией о том, что миллиардер Джордж Сорос финансирует оппозицию в стране.

А Сорос – более чем непопулярный человек в Малайзии, его считают причастным к финансовым интервенциям 1997-1998 годов, обрушившим национальную валюту и предотвращенным благодаря резким и неожиданным действиям премьера Махатхира. Хотя его фонд «Открытое общество» пока что работает там без особых проблем.

Газета «Стар» поясняет при этом, со ссылкой на сам фонд, что «Открытое общество» Сороса ежегодно закачивает в Малайзию до 700 миллионов долларов на фоне разговоров о коррупции в верхах (типичных для методов США) и предстоящих следующих выборов. При этом говорится, что поначалу Сорос финансировал и Bersih. Правда, союз движения с Махатхиром и его людьми, скорее всего, Сороса остановил.

Во всей этой истории разбираться будут долго, а мы пока посмотрим, что означают нынешние события под углом интересов российского бизнеса.

С одной стороны, новости хорошие, потому что если бы Малайзия «украинизировалась» или «иракизировалась» (то есть развалилась) из-за американских усилий, то нам было бы там делать нечего.

С другой, китайцы захватывают сферы, в которых Россия пыталась что-то предложить Малайзии еще в 90-е годы. Это атомная и прочая энергетика, инфраструктура, а теперь еще и вооружения. Что нам остается?

С третьей стороны, было бы очень глупо надеяться без труда конкурировать в Малайзии с Китаем, в том числе с учетом того, что местные китайцы занимают ключевые позиции в деловых кругах страны.