Страна чистой воды

20 октября 2016

Отходы – хороший бизнес, особенно в тропиках.

Малайзия, по крайней мере ее большие города, славится чистотой водопроводной воды. Люди, проделывающие там «индийский» ритуальный танец – вытирающие руки салфеточками, чистящие зубы водой из бутылки – смотрятся дико и вызывают хихиканье местных жителей. (Напомним здесь, что неадекватное поведение российского туриста в любых тропиках пошло от различных страшилок, возникших в Индии).

Возникает вопрос, как малайзийцам это удается. Не говоря о том, что речь вообще о стране, где угрозы для здоровья человека минимальны. Там нет практически никаких эпидемий и вообще ничего такого, что неграмотный человек связывает с тропиками. Прививки не нужны. Единственное, чего как-то стоит опасаться в Малайзии – это лихорадки Денге, да и о ней больше разговоров, чем реальной опасности. По множеству показателей здоровья Малайзия – одна из самых безопасных стран в мире.

В то же время особенностей жизни в тропиках, вроде бы, никто не отменял. Из маленьких странностей, знакомых опытным людям – необходимость осторожности в первые дни после приезда по части дрожжевого хлеба: в тропиках дрожжи размножаются быстрее, в том числе у вас в кишечнике (потом организм стабилизируется). Да и вообще, нетрудно представить, с какой скоростью растет все живое при средних дневных температурах в 30 с лишним градусов.

Как же они в таком случае делают безопасными водопровод и канализацию? Ответ можно увидеть в недавнем большом материале газеты «Стар», начинающемся с факта: в ближайшее время предстоит закрыть в долине Кланга (это, фактически, «большой Куала-Лумпур») 521 центр по обработке сточной воды и ввести в строй другие, нового поколения.

Из этой цифры мы сразу видим, что канализация в столице и вокруг нее выстраивалась по системе множества небольших и поэтому поддающихся легкому контролю очистных сооружений. Каждое из них обслуживало 50-100 тысяч живущих вокруг человек.

Старая система в просторечии называлась «септиками» и была сделана в 50-е годы, то есть частично еще при англичанах. Что означает ее удивительную эффективность и живучесть.

Однако сегодня признают, что «септики» и ведущие к ним трубы отслужили свое. Часть труб не подлежит восстановлению, они стали слишком узкими. В местах стыка труб выявился специфически тропический феномен – деревья, точнее их корни. Корни ищут места, где на стыках труб есть небольшие протечки воды. Затем эти же корни такие стыки труб разрушают.

Главное же, что подобная очистная система означает расходы, и ничего больше. А ведь еще в 80-е годы соседний Сингапур показал, что бизнес на отходах любого рода, жидких и твердых, весьма прибылен. Оказалось, что даже просто сжигание твердых отходов с целью получения электрической энергии как минимум самоокупается.

Что и привело к разработке программы в рамках большого проекта «Река жизни», а также в рамках плана экономической трансформации долины Кланга. Проект начал выполняться 2 года назад, оценивается в 6 миллиардов ринггитов (менее 1,5 миллиарда долларов), это часть общей идеи вписать «большой Куала-Лумпур» в список 20 самых пригодных для обитания больших городов мира.

Основывается концепция на стандартных заводах по обработке канализации (STP), картинку которых и схему их работы вы можете увидеть в упомянутом материале. В целом это действительно завод (один большой одноэтажный корпус под крышей), похожий внешне на множество предприятий, которые вы видите вдоль дорог вокруг столицы.

Таких станций будет построено 46, к ним будет вести 280 километров труб. Каждой будет хватать минимум на 100 тысяч, максимум на 2 миллиона местных обитателей. Пока что готовы только 3 станции, и работать они еще не начали.

Из маленьких особенностей системы: есть мини-роботы, которых можно запускать в канализацию, откуда они могут передавать данные по части исправности труб. И еще: новые станции почти не издают запаха. Наконец, их проектируют так, чтобы они никак не совмещались с речками и прочими водоемами и стояли от них как можно дальше.

Впрочем, готовый продукт – то есть очищенную до идеала воду – все-таки предполагается использовать. Она будет подпадать под категорию «промышленной воды» и идти на соседние предприятия (STP предполагается ставить в индустриальных зонах рядом с прочими заводами).

Но до превращения в воду канализационные потоки будут обрабатываться несколькими способами, включая фильтрацию, запуск туда бактерий, которые «нейтрализуют» органические отходы.

Все, что не есть чистая вода, состоит из того, что превратится в органическое удобрение и будет поэтому продано, и из газа. Газ – это то, что пахнет. Он горит. Так что предприятие как минимум будет частично само себя обеспечивать энергией. При этом считается, что STP не производят вообще никаких отходов и никак не влияют на окружающую среду.

Авторы проекта особо отмечают, что он рассчитан только на жидкие отходы, обработка бытового мусора и особенно промышленных отходов – это отдельная история.

Газетный материал, к сожалению, не говорит, кто производитель оборудования для таких предприятий. Однако в целом в мире их немало. Другое дело, что малайзийцы отмечают: должна быть предусмотрена возможность для монтажа новых систем очистки и внедрения на существующую площадку новых технологий. Дело в том, что «очистной бизнес» в мире в целом развивается весьма активно, и новшества здесь возникают постоянно.