Будет город-сад

23 сентября 2016

В центре малайзийской столицы соединят несколько парков в один.

Ключевые слова здесь – Центральный парк в Нью-Йорке и Тиргартен в Берлине. То есть громадное зеленое «легкое» в самом центре города, которое при желании можно будет даже считать центром как таковым. Именно эту идею потихоньку начали воплощать в Куала-Лумпуре. Она получила название «Таман Тугу». У нее есть официальный сайт.

Финансировать его будет мэрия (150 миллионов ринггитов), управляющий фонд проекта и группа акционеров-благотворителей (500 миллионов, итого получается около 150 миллионов долларов США). Официально проект запущен в начале этого месяца. Поскольку выполнять его можно в несколько слабо связанных между собой этапов, стоит надеяться на то, что даже нынешний напряженный бюджет страны и общая умеренно-оптимистическая ситуация не осложнят создание парка, то есть не превратят его в какую-то замороженную и неприятную на вид стройку.

Прежде всего отметим, что нечто, напоминающее парк, на этом месте уже есть. В эпоху Британской Империи оно называлось «правительственный холм», который был и остается вполне зеленым.

Напомним, что изначально город располагался по двум берегам рек Кланг и Гомбок. Слева по течению, где рельеф низинный, были и есть китайский и индийский город. Большая часть того, что сегодня стало центром Куала-Лумпура, располагается сзади, то есть к востоку от этого «низинного» города.

Справа же по течению слившейся в этом месте воедино реки располагается площадь Мердека со зданиями британского Секретариата и его знаменитой башней с часами. А дальше правый берег становится очень холмистым, и сплошной застройки там нет, только отдельные здания среди зелени. Так или иначе, при колониализме этот правый берег был «английским», переходя от Секретариата к холму и прочим холмам и горам за ним, где колонизаторы по большей части и жили.

«Правительственный» холм, очень большой и по форме напоминающий вытянутый с севера на юг овал, и станет куала-лумпурским Центральным парком.

Более того, половина парка там уже есть. Овал режется с востока на запад пополам Парламентской дорогой, идущей от Дута-роуд к Секретариату и Мердеке. У начала этой дороги (то есть одновременно на Дуте) стоит парламент и памятник героям. Так вот, с одной стороны Парламентской дороги, то есть в южной части овала, уже давно есть знаменитые с британских времен «озерные сады» (национальный ботанический сад сегодня), рядом с ними – не менее знаменитый Птичий парк. Самая южная часть овала – утопающая в зелени бывшая резиденция британского губернатора, Каркоза, она практически выходит на Центральный вокзал города. Вся эта южная половина овала – либо цивилизованные парковые дорожки, либо самые настоящие джунгли.

Новый парк будет к северу от Парламентской дороги. В этой части холма мы видим нечто невыразительное – какие-то старые, годов 50-х, бетонные коробки, вытоптанное футбольное поле, вдруг участки джунглей и среди них – колониальное здание Института стратегических и международных исследований (которое, как уже заявлено, сохранится вместе с институтом).

По сути все, что требуется для выполнения поставленных задач – это убрать рухлядь и посадить деревья, чтобы они покрыли зеленью практически всю немалую овальную территорию бывшего Правительственного холма. Взгляд на карту показывает, что это будет зеленое пятно действительно в центре сегодняшнего города, или чуть левее центра.

Деревьев, не говоря о кустах и лианах, надо будет сажать несколько тысяч. Всего на территории в 66 акров предполагается иметь 6 тысяч больших деревьев (немалая часть которых, как уже сказано, там и так растет).

В газете «Нью Стрейтс таймс» публикуется авторская колонка одного из энтузиастов проекта, директора Института лидерства и развития. Он ставит вопрос: что такое хороший парк? Судя по всему, вопрос пока не решен, поэтому управляющий фонд привлекает всех желающих на сессии вопросов и ответов, таких было уже две.

На данный момент получается, что холм будет представлять собой несколько парков внутри одного, тем более что Ботанический и Птичий уже есть. Некоторая часть его будет представлять собой настоящие джунгли, в том числе с крытыми тропами на уровне верхушек средних деревьев. Известно также, что можно будет пройти, в том числе по надземным переходам через Дута-роуд и Парламент-роуд, с юга на север овала, километра, на взгляд, 3-4, иногда попадая в действительно дикие места с птицами и змеями. И наконец, у различных входов будут площадки для еды, водные аттракционы и прочие типично малайзийские бетонные вкрапления в природу.

Я не посещал сессии вопросов и ответов, а если бы там был, то сказал бы следующее: главное – не перестараться с заорганизованностью. На краю парка могут быть скамейки, киоски, фонтаны и прочая цивилизация. Внутри могут быть цивилизованные дорожки со скамейками. Но главная прелесть Центрального парка в Нью-Йорке (пока там можно было курить открыто) состоит в том, что в нем множество совершенно диких, «джунглевых» мест, лужаек с красивыми камнями и настоящих лесов. Несколько лет подряд я приезжал на неделю с лишним в ООН, набирал в здании на Ист-ривер пачку бумаг, брал их с собой в Центральный парк и проводил в работе над документами на природе целый день. Это было лучшей частью всей поездки.

При этом у Куала-Лумпура есть все шансы повторить Нью-Йорк минимум по двум показателям. Прежде всего, в нью-йоркский Центральный парк легко доехать, рядом есть пара удобных станций метро – и то же намечается в будущем Таман Тугу. Во-вторых, особая прелесть Центрального парка в том, что его окружает кольцо небоскребов 20-30 годов, невиданного обаяния. Похоже, что нечто подобное возможно и в малайзийской столице. Заметим, что в Нью-Йорке самое престижное и дорогое жилье – именно в этом кольце почти сталинских высоток плюс в соседних зданиях. Будем надеяться, что некоторые дома Куала-Лумпура с видом на парк тоже станут всемирно известным символом прекрасной жизни.