Женщина из династии Махатхиров

5 апреля 2016

Может быть, не обязательно читать книгу, которую выпустила Марина Махатхир, старшая дочь самого знаменитого из премьер-министров Малайзии Махатхира Мохамада. Но выход этой книги – повод познакомиться с самым ярким из представителей династии, которая до сих пор играет важную роль в жизни нации.

Книга Марины «Танцуя на тонком льду» составлена по большей части из ее колонок в малайзийской газете «Стар». Пишет она о чем угодно, о женских проблемах и о том, может ли женщина возглавить страну, о морали и привычках нации, о повседневных конфликтах и проблемах.

Это не совсем политика. Это скорее разговор о ценностях, по сути философский, хотя по форме весьма легкий.

Кстати, по первым же нескольким строчкам письменного текста можно определить, что за человек автор (если автор, конечно, вообще умеет писать). Ее почерк узнаваем и уникален, что всегда было достоинством любого автора. Личность 60-летней Марины Махатхир очевидно сложная, нервный стиль, неожиданные скачки мысли выдают ее с головой как интеллектуала и человека дискуссии, словесной битвы.

Это, конечно, наследственное. Марина очевидно унаследовала от отца умение резко и четко высказать мысль, которая может быть для читателя одновременно неприятной и долгожданной. Напомним, что карьера Махатхира как национального лидера начиналась с его книги «Малайская дилемма», в которой он описал все недостатки национального характера малайцев – основной нации страны. Но, правда, и показал своему народу путь к самосовершенствованию. Руководство партии пришло в ужас и изгнало скандалиста, но малайцы неожиданно признали правоту автора и полюбили его на долгие десятилетия. Он был премьер-министром 22 года, ушел в отставку в 2003 году.

То есть в лице Марины мы имеем повторение Махатхира-идеолога, Махатхира – мастера коммуникации с людьми. Он блестящий оратор, автор нескольких книг. Махатхир – один из мировых национальных лидеров, которые считают, что политик обязан влиять на формирование национальной идеологии и национального сознания, он из тех людей, что очень любят и хорошо умеют начинать и возглавлять дискуссию на ключевые для нации темы. Марина занята тем же, хотя и в меньших масштабах. Другое дело, что, в отличие от отца, Марину трудно назвать политиком-практиком.

У нее есть два брата, каждый из которых унаследовал какие-то другие качества отца. Всего у Махатхира, кстати, 7 детей.

После своего ухода с поста премьер-министра Махатхир постоянно оказывается в оппозиции к своим политическим наследникам, в том числе к тем, которых он сам же предлагал на замену себе. Но никто всерьез не думает, что человек, только что отметивший 90-летие, пусть даже находящийся в удивительной физической и умственной форме, вернется к руководству. Поэтому вопрос о том, существует ли династия Махатхиров, которая может еще сыграть какую-то роль, интересен. В любом случае «фактор Махатхира» - предмет постоянных дискуссий в обществе, поэтому человеку, работающему с малайзийцами, надо как минимум представлять себе, о чем речь.

Итак, младший сын Махатхира – Мукриз, родился в 1964 году. Это профессиональный политик и администратор. В начале года ушел с поста главного министра штата Кедах (на севере страны возле Пенанга – это родной штат Махатхира Мохамада). До того был заместителем министра международной торговли и промышленности. Занимал также корпоративные позиции в различных компаниях.

Продолжая наши изыскания по части генетики, мы должны отметить, что политическая карьера Мукриза такая же бурная и конфликтная, как у его отца. Это не очень вписывается в стандартный малайский стиль поведения, с его нелюбовью к прямым столкновениям.

Второй сын, Мирзан (родился в 1958 году), - почти полная противоположность Мукризу. Мирзан – бизнесмен, вся его карьера проходит в руководстве теми или иными деловыми проектами. Он входит в правление 19 малайзийских и международных корпораций, охватывающих чуть не весь спектр бизнеса, от финансов до производства пива.

Изначально, по образованию, Мирзан – компьютерный инженер. Однако, если говорить о генах отца, у Мирзана заметен вкус к международной деятельности. Отец, напомним, был одной из самых заметных фигур на международной сцене, сделав Малайзию чуть ли не идейно лидирующей страной развивающегося мира.

Мирзан постоянно участвовал в проектах отца, связанных с развитием деловых связей по линии «Юг-Юг», то есть сотрудничества развивающегося мира вне завязок на большие державы. Он также считается создателем и остается номинальным главой ASLI – Азиатского института стратегии и лидерства, участвует в работе международных организаций типа ЭСКАТО.

Заметим, что ни один из сыновей Махатхира не смог стать для нации человеком, блестяще умеющим формулировать идеи. Эта роль генетически досталась только их сестре Марине.

Заканчивая разговор о политических династиях, надо отметить, что их судьба в разных странах складывается по-разному. Если посмотреть на примеры США (Кеннеди) или Индии (Ганди), то мы видим там одновременно всеобщее восхищение и завышенные ожидания избирателя, и утомление от постоянного присутствия на политической авансцене одних и тех же людей, так же как и их наследников.

В любом случае клан Махатхиров будет еще долго влиять на происходящее в Малайзии, даже если ни один из его представителей не выйдет на первые роли в стране.